Школа

История

1 —3
2018

19 марта 2018 года руководителем Образовательного Фонда «Талант и успех» Еленой Владимировной Шмелевой и директором ЦМШ Валерием Владимировичем Пясецким был подписан договор о сотрудничестве, согласно которому ЦМШ становится Экспертной организацией по направлению «Музыкально-исполнительское искусство» Образовательного центра «Сириус». Центр создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Это президентский проект, направленный на поддержку и всестороннее развитие одаренных детей. Неважно, из какого города и учебного заведения ребенок — если он талантлив, он будет приглашен к участию. Обучение, проживание, питание и проезд абсолютно бесплатны. С весны 2018 года ЦМШ ежемесячно обеспечивает отбор 35 детей и 8 педагогов для проведения образовательных смен, способствует строжайшему соблюдению критериев отбора и популяризации деятельности Центра.

В конце года завершилась реконструкция Камерного зала: стены отделаны беленым дубом с декоративными элементами, новые слушательские кресла стали более комфортабельными и мобильными, современное модульное освещение подходит как для зачетов, так и для концертов. Все работы выполнены с учетом акустики, на работы по усовершенствованию которой было направлено главное внимание.

1 —13
2017

7 февраля 2017 года состоялась премьера первого выпуска проекта «ЦМШ. Золотые страницы истории» — цикла бесед с величайшими музыкантами, жизнь и творчество которых связаны с ЦМШ. Цикл ставит своей целью сохранить и преумножить знания об отечественном музыкальном образовании и о великой русской исполнительской школе. Впоследствии участниками проекта стали: В.Д.Ашкенази, Е.Р.Бушков, И.И.Гаврыш, Э.Д.Грач, С.Л.Доренский, О.М.Жукова В.А.Колосов, Н.Л.Луганский, Л.С.Оганезов, Л.В.Рощина, В.Л.Симон. Все беседы проводил лично директор В.В. Пясецкий. Съёмки новых выпусков продолжаются и по сей день.

Рояли и пианино в ЦМШ всегда подвергались самым серьезным нагрузкам: они выдерживают не только интенсивные занятия с педагогом, но также и многочасовые самостоятельные занятия учащихся. В связи с этим в марте 2017 года началась масштабная работа по реставрации всего парка клавишных инструментов, в том числе концертных роялей Steinway&Sons. Первым стал уникальный «Стейнвей» 1911 года.

В 2017 году концертная деятельность в ЦМШ перешла на совершенно новый уровень — в мае прошел Первый фестиваль исполнительского искусства «A tutta forza!» c участием Николая Луганского, Вадима Руденко, Екатерины Мечетиной, Алексея Уткина и других известных музыкантов, а в декабре начались детские познавательные абонементы Артема Варгафтика и Екатерины Хмелевской. Для обеспечения проведения фестиваля и концертов впервые в истории ЦМШ была организована продажа билетов, в том числе с помощью онлайн-сервисов. С тех пор концерты выдающихся исполнителей и познавательные мероприятия проходят в школе на постоянной основе.

По инициативе директора В.В.Пясецкого начались масштабные работы по ремонту. В число этих мероприятий вошло полное переоборудование дворика Интерната, ремонт спортивной площадки и озеленение территории школы. В декабре подошла к концу огромная работа, связанная с реконструкцией Концертного зала в ЦМШ. Стены были отделаны панелями из натуральной вишни, что помимо интерьера улучшило и без того замечательную акустику, которая стала более объемной и в то же время очень точной в деталях по звучанию. Кресла для слушателей были сделаны на заказ из массива дерева, дубовый паркет зала восстановлен, фойе отремонтировано и обставлено комфортабельными банкетками, сценическое осветительное оборудование введено в эксплуатацию, закуплены новые стулья и пульты для оркестров, установлены двойные двери для звукоизоляции, проведены новые видео и звуковые коммуникации.

Кроме того, большое внимание стало уделяться безопасности: установлена система контроля и управления доступом внутри здания ЦМШ – турникеты в вестибюле, смонтированы электронные замки на всех внешних дверях, обновлена система видеонаблюдения.

1 —4
2016

Денис Мацуев и Николай Луганский финансовой поддержкой помогли школе обзавестись современным видеооборудованием для организации интернет-трансляций концертов, конкурсов, фестивалей, круглых столов по вопросам обучения детей с представителями регионов и оказания учебно-методической помощи, создания записей учащихся для международных конкурсов, уроков ведущих преподавателей ЦМШ и профессоров Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, творческих встреч и мастер-классов, проводящихся в школе. Началась активная работа над наполнением youtube канала школы обучающими видео, доступными бесплатно всем желающим в любой точке земного шара.

С 1 по 11 августа 2016 года прошла Первая Международная Летняя Творческая школа ЦМШ — проект, созданный по инициативе директора В.В. Пясецкого, цель которого — предоставить начинающим талантливым музыкантам из России, стран ближнего и дальнего зарубежья возможность прохождения мастер-классов у ведущих педагогов Центральной музыкальной школы и профессоров Московской государственной консерватории. За 10 дней работы школы было проведено более 200 индивидуальных занятий, мастер-классов, концертов. Также в рамках Школы прошли курсы повышения квалификации для педагогов из других учебных заведений, из разных регионов России. Благодаря успеху Первой школы она стала регулярно проводится два раза в год — летом и зимой.

Десять портретов выдающихся отечественных музыкантов-педагогов украсили стены Концертного зала ЦМШ в сентябре 2016 года. Анна Даниловна Артоболевская, Тамара Александровна Бобович, Юрий Николаевич Должиков, Татьяна Евгеньевна Кестнер, Семен Матвеевич Козолупов, Анаида Степановна Сумбатян, Елена Петровна Ховен, Абрам Ильич Ямпольский, Евгений Михайлович Тимакин, — все они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЦМШ. В центре, над сценой, — портрет одного из легендарных основателей прославленной музыкальной школы, Александра Борисовича Гольденвейзера. «Места для портретов были предусмотрены еще при строительстве нынешнего здания школы, — поясняет директор ЦМШ, Валерий Владимирович Пясецкий, — но вот целиком воплотить эту идею удалось только сейчас».

В октябре 2016 года в ЦМШ открылась галерея репродукций всемирно известных шедевров изобразительного искусства. «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и другие выдающиеся произведения известнейших мастеров — всего 62 картины с познавательными описаниями теперь способствуют всестороннему развитию учащихся.

1 —2
2005

В 2005 году ЦМШ вернулась в новое здание, построенное на месте прежнего. Оно было спроектировано в соответствии с современными стандартами: с учетом требований акустики, освещения, звукоизоляции просторных классов. Для проведения концертов, государственных экзаменов, творческих встреч и торжественных мероприятий были приобретены 4 концертных рояля «Steinway & Sons». Еще 14 роялей были закуплены для классов специального фортепиано. В школе появилось несколько концертных площадок: Большой зал, Камерный зал, Концертный зал «На Кисловке» с органом и Зал старинной музыки — в здании интерната. Также непосредственно рядом со школой был построен Центр концертной подготовки, где проводились индивидуальные занятия и репетиции учащихся перед конкурсами, гастролями и ответственными выступлениями.

В школе 40 классов для индивидуальных занятий, 20 классов для групповых занятий, зал ритмики, библиотека, фонотека, репетитории для самостоятельных занятий, компьютерный класс, спортзал, студия видео-звукозаписи.

Все это не только позволило создать комфортные условия для детей, но и сделало возможным проведение в ЦМШ различных мероприятий международного уровня.

Конкурсы

В ЦМШ проходили такие конкурсы, как:

  • Ежегодный Международный конкурс молодых музыкантов ЦМШ; 
  • Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик»;
  • Международный юношеский конкурс им. П.И.Чайковского;
  • Международный конкурс юных пианистов им. А.Д. Артоболевской;
  • Московский Международный конкурс скрипачей имени Д.Ойстраха;
  • Международный детский музыкальный конкурс Ротари.

Мастер-классы

Постоянно проходили мастер-классы известных педагогов, дирижеров и музыкантов-исполнителей, Так, в 2013-2014 годах мастер-классы проводили:

  • Максим Венгеров (Израиль)
  • Максим Могилевский (США)
  • Джонатан Брэтт (Великобритания)
  • Ванесса Латарш (Великобритания)
  • Михаил Гайслер (Израиль)
  • Николае Илиеску (Румыния)
  • Франц Фрост (Германия)
  • Михаль Таль (Израиль)
  • Константин Орбелян (США)

Дошкольное отделение

Открылось новое отделение — дошкольная группа дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности. В группе обучаются дети 4-6 лет, зачисленные на основании отборочного прослушивания, по которого по результатам которого наиболее способные учащиеся поступают в школу поступают в школу. Дошкольники, кроме обучения, с удовольствием принимают участие в новогодних утренниках и других школьных мероприятиях.

Музей

Еще до переезда было предусмотрено выделение отдельного помещения для музея ЦМШ. Идея создания музея ЦМШ, возникшая в 2003 году, и огромный труд по его созданию, собиранию и классификации материалов и реализации этого проекта принадлежали одному из старейших педагогов ЦМШ Татьяне Львовне Стоклицкой, проработавшей в школе почти полвека.

Музей ЦМШ был открыт к 75-летию школы в 2010 году. Значительная часть материалов была собрана Т.Л. Стоклицкой еще до переезда школы в новое здание. Поначалу под нужды Музея была выделена небольшая кладовка со встроенными стеллажами. Трудности в начале деятельности Музея были очевидны: при переезде школы на бульвар генерала Карбышева были утеряны многие архивные материалы, в том числе и с многочисленных выставок прошедших десятилетий. Началась кропотливая работа по собиранию бесценного материала. Многие фотографии и музейные экспонаты были получены в дар после многочисленных личных встреч с бывшими учениками, известными музыкантами, родственниками уже ушедших педагогов, найдены в архиве. В настоящее время музей насчитывает около 12 тысяч экспонатов; это фотографии, афиши, программы, буклеты, ноты, книги, письма и др. Постоянная экспозиция музея отражает историю ЦМШ, начиная с 1932 года по настоящее время. После трагической гибели Т.Л. Стоклицкой в 2013 году музей носит ее имя.

1 —5
1988

В 1988 году состояние школы было признано аварийным, и ЦМШ переехала в здание на бульваре генерала Карбышева. Интернат находился здесь же, на втором этаже. Условия для воспитания будущей музыкальной элиты в этот период сложно назвать идеальными. «Ходить на концерты в консерваторию? Да, бывало, но редко: далеко и долго ехать. Репетитории? Это слово вообще никто не употреблял: откуда взяться репетиториям там, где и просто классов катастрофически не хватало?.. Зал? Но обычный небольшой актовый зал школы, украшенный портретами великих композиторов и знаменитых выпускников ЦМШ, можно считать концертным залом только при полной безысходности. По сути, ЦМШ просто выживала в совершенно неприспособленных для обучения детей условиях» — так пишет об этом времени бывший ЦМШовец.

Выпускники

Но несмотря на стесненные условия и трудности переходного периода истории новой России, школа выпустила за эти годы множество талантливых музыкантов, таких как А. Баева, Д. Буряков, Т. Васильева, И. Гноенский, Д. Каприн, Н. Корсакова, В. Корчинская-Коган, Н. Луганский, Д. Мацуев, Е. Мечетина, Г. Муржа, Е. Петров, Н. Саченко, С. Тарасов, Д. Тетерин. И в этот период оркестр ЦМШ давал концерты, выезжал с гастрольными поездками в зарубежные страны, в том числе на Кипр, в Израиль, Японию. Именно в те годы, основываясь на концепции и опыте работы ЦМШ, знаменитый скрипач Иегуди Менухин создал специальную школу для детей в графстве Суррей (Великобритания). Впоследствии Иегуди Менухин неоднократно посещал ЦМШ для обмена опытом, всегда отмечая высокие требования к исполнительскому мастерству и уровень профессиональной музыкальной подготовки учеников.

Не прерывалась связь школы с ее выпускниками, ныне знаменитыми музыкантами. Многие из них приезжали на бульвар Карбышева, чтобы дать концерт или поделиться своим бесценным опытом. Одним из самых ярких концертов стало выступление в 1996 году Михаила Плетнева, который исполнил «Вариации на тему Корелли» Рахманинова.

1 —2
1961

Интернат

Важнейшим событием начала 60-х стало открытие при ЦМШ интерната (1961) для иногородних и иностранных учащихся. Он расположился поблизости, в Большом Кисловском переулке, в старинном особняке с кариатидами на третьем этаже. Здесь начиная с 1884 г. помещалась престижная «Частная женская классическая гимназия» М. Брюхоненко. В числе выпускниц гимназии были актриса Вера Холодная, Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац и Елена Дьяконова, которую весь мир знает как Галу Дали, музу и модель Сальвадора Дали. Учащимся не приходилось тратить время на дорогу до школы.

Открытие интерната существенно повлияло на формирование состава учащихся. Этому долгожданному событию предшествовала длительная многоэтапная предварительная работа. Поиск и подготовка здания сопровождались изучением опыта функционирования аналогичных интернатов при десятилетках других городов. Одновременно с налаживанием бытовых условий велся активный поиск и отбор талантливых детей. С этой целью на протяжении нескольких лет педагоги ЦМШ выезжали в крупные города России и различных республик СССР, где проводили специальные отборы-прослушивания. Хотя в интернате дети находились вдали от родителей, но среда, в которой они воспитывались, была благоприятна для формирования их как музыкантов. Во время обучения в ЦМШ в интернате жили Владимир Спиваков и Олег Каган, Аркадий Севидов и Юрий Слесарев, Михаил Плетнев и Иво Погорелич.

Хотя тяжелое послевоенное время было уже позади, семьи многих учеников, приехавших учиться в ЦМШ из далеких провинциальных городов и маленьких деревень, испытывали большие материальные трудности. Жизнь в интернате делала детей более самостоятельными.

Маэстро Владимир Спиваков вспоминает: «Жил я, как и все иногородние, в интернате. Годы были трудные, голодные. Нас кормили на пятьдесят шесть копеек в день. Не разгуляешься! Правда, мне разрешалось по вечерам подъедать на кухне оставшиеся черные сухари. Поощрение я заслужил умением наводить порядок в спальне у младших ребят. Рассказывал им сказки, и они быстрее засыпали. Еще мы с покойным Олегом Каганом и Женей Луцковским иногда по ночам спускались по пожарной лестнице и бежали на станцию Москва-Сортировочная. За разгрузку вагона арбузов нам платили по три рубля. Денег хватало, чтобы перекусить в кафе в проезде Художественного театра...»

Сейчас в интернате созданы все условия для комфортного проживания и обучения: множество комнат-спален (в каждой есть фортепиано), столовая с пятиразовым питанием, медицинский кабинет, спортивный, компьютерный и читальный залы. В здании интерната проходят выступления учеников: есть концертный зал с органом и зал старинной музыки.

Педагоги

В 60-х годах произошло существенное обновление педагогического коллектива ЦМШ. В это время на исполнительских отделениях начали преподавать ее бывшие выпускники, педагогическая работа которых стала олицетворением преемственности традиций, характерной для отечественного музыкального искусства. Среди них: Т.Л. Колосс, А.А. Мндоянц, А.Я. Рябов, И.И. Гаврыш, Н.Н. Макарова, Л.Ф. Аверьянова, Н.Н. Забавникова, Н.М. Курдюмова, А.В. Ревич, И.В. Заводина, Т.Л. Стоклицкая, И.А. Русяева, Е.А. Быканова, М.М. Озерова, В.П. Павлинова, М.С. Асламазян, Е.Н. Ильинская, Е.Н. Абызова, М.Н. Егорова, Ю.В. Левин, М.А. Остапченко и другие. Вместе с тем педагогический коллектив школы пополнили крупные мастера, приглашённые из других городов России и из-за рубежа: среди них заслуженный деятель искусств России Г. С. Турчанинова, заслуженный деятель искусств Татарстана К. А. Шашкина и заслуженная артистка Болгарии Й. И. Йорданова.

Пришли новые педагоги и в общеобразовательный отдел. С 1957 года русский язык и литературу в ЦМШ преподавала легендарная Эра Гансовна Мундецем. Она воспитала не одно поколение музыкантов. Впоследствии Э. Мундецем написала книгу воспоминаний «В Центральной музыкальной школе». Перед тем, как перейти работать в ЦМШ, Эра Гансовна стала брать уроки игры на фортепиано (ранее никогда музыке не обучалась) — настолько ответственно она относилась к предстоящей работе с музыкально одаренными детьми. Эра Гансовна была не только любимым педагогом и классным руководителем для многих учеников, она, как и другие ее коллеги, была очень сильным духом, мужественным человеком с непоколебимыми моральными принципами. Ее ученица Надежда Кожевникова так вспоминала любимых педагогов: «...Эре Гансовне всего-то около сорока или чуть больше. И она немка. Её предки, приехавшие из Германии в Россию при Екатерине, были Сталиным отправлены в ссылку. Эра Гансовна, закончив Московский университет, нашла себе нишу только в школьном преподавании. Повезло нам, что у нас и Виктория Романовна вела немецкий, тоже будучи из высланных в Казахстан немцев. И что Николай Семенович, генетик, после погрома над Вавиловым учиненным, стал учителем алгебры, геометрии в нашей школе для музыкально одарённых... Они нас сберегли, оградили от скверны, со всех сторон хлынувшей. Благодаря им мы выросли как на острове в океане мерзости. Могу ли забыть? Да никогда».

Конкурс Чайковского

В 1962 году в Москве прошел Второй международный конкурс им. П.И. Чайковского. Уже на Первом конкурсе, в 1958 году, четыре выпускника ЦМШ завоевали звания лауреатов. В 1962 году их стало уже восемь, причем Владимир Ашкенази стал победителем конкурса по специальности «Фортепиано». Среди лауреатов Второго конкурса — Алексей Наседкин, Ирина Бочкова, Эдуард Грач, Наталья Гутман. Спустя четыре года, в 1966, музыкальный мир узнал ЦМШовцев Александра Слободяника и Олега Кагана. Всего же за время существования конкурса 52 выпускника ЦМШ стали его лауреатами. Первую премию получили 10 участников: пианисты Владимир Ашкенази, Владимир Крайнев, Андрей Гаврилов, Михаил Плетнёв, Денис Мацуев, скрипачи Илья Груберт, Виктория Муллова, Илья Калер, Николай Саченко, виолончелист Сергей Антонов. Девять человек удостоены Второй премии, и восемь — третьей.

Интересно, что двое из десяти победителей конкурса — Владимир Ашкенази и Владимир Крайнев — были учениками одного педагога — заслуженного учителя РСФСР Анаиды Сумбатян. Анаида Степановна относилась к детям с большой любовью и вниманием. В начальных сценах редкого документального фильма о ЦМШ «Юные музыканты» 1945 года она снята во время перемены, окруженная стайкой детей. Среди других учеников Сумбатян — Нелли Акопян, Нина Коган, Тигран Алиханов, Оксана Яблонская, Геннадий Рождественский, Сергей Безродный, Максим Могилевский, Филипп Кольцов и другие.

Духовое отделение

В 1963 году в ЦМШ было открыто отделение духовых инструментов, которое возглавил выдающийся флейтист Юрий Должиков. Он воспитал свыше 80 учеников, многие из которых лауреаты Международных конкурсов, солисты ведущих оркестров России и зарубежья, заслуженные и народные артисты РСФСР и Российской Федерации, доценты и профессора Московской консерватории и других средних и высших музыкальных учебных заведений.

Выпускники 60-х — 80-х

Алексеев Д.К., Алиханов Т.А., Ашкенази Е.Д., Бобровский А.В., Бунин С.С., Бушков Е.Р., Гаврилов А.В., Галковский А.В., Гринденко Т.Т., Диев А.Б., Зенкин К.В., Каган О.М., Калер И.Л., Камышов В.К., Кнорре К.В., Коган П.Л., Кожухарь Н.В., Корсаков А.Б., Крайнев В.В., Кулешов В.А., Кушнер А.Г., Любимов А.Б., Мартынов Ю.В., Миансаров Э.А., Могилевский М.Е., Муллова В.Ю.,Наседкин А.А., Нерсесьян П.Т., Овчинников В.П., Петров Н.А., Пищугин С.И., Плетнев М.В., Плотникова И.Н., Погорелич И., Постникова В.В., Пясецкий В.В., Розум Ю.А., Руденко В.Л., Рыбников А.Л., Севидов А.Г., Сирота Г.Н., Ситковецкий Д.Ю., Слесарев Ю.С., Слободяник А.А., Спиваков В.Т., Султанов А.Ф., Тимофеева Л.Б., Третьяков В.В., Фельцман В.О., Чайковский А.В., Чинаев В.П., Чудова Т.А., Ширинская Г.С., Ширинский А.А., Шишлов А.А., Шишханова Л.Б. Уткин А.Ю., и др.

В ЦМШ есть настоящие музыкальные династии. Школу окончил Леонид Коган и его дети Павел и Нина Коган. Учился в ЦМШ Мстислав Ростропович и обе его дочери: Елена и Ольга; окончили ЦМШ Юлиан Ситковецкий, его супруга Белла Давидович, сын Дмитрий Ситковецкий; окончили ЦМШ Сергей Пищугин, Александра Сергеевна и Анастасия Сергеевна Пищугины; Светлана Безродная, ее супруг Игорь Безродный и их сын Сергей; Ольга Георгиевна Эрдели и ее дочь Татьяна Глебовна Эрдели-Щепалина; Александр Ашотович Мндоянц, и его сын Никита Александрович Мндоянц; Ксения Вадимовна Кнорре, и ее дочь Лика Кремер (известная телеведущая) и другие. Семейные традиции продолжаются и в преподавании, не обязательно в музыкальном: так, долгие годы в ЦМШ преподавал Александр Алексеевич Бакулов. Среди его учеников Мирослава Марченко, Наталья Богданова, Дмитрий Каприн. А дочь Бакулова, художник Галина Александровна Гантимурова вела в ЦМШ рисование (в младших классах) и историю мировой культуры (в старших). «Вот это был класс, ребята! — вспоминает ее ученица Ольга Недосекина. — Настоящее искусство! Настоящая история!!! Никаких конспектов, никакой зубрежки! Слайды, репродукции, рисовали на уроках, лепили, мастерили... надо отдать должное, Галина Александровна и сама прекрасный художник...»

Конец 70-х

К концу 1970-х здание ЦМШ обветшало и было закрыто на капитальный ремонт. В 1979 школа была переведена в соседнее здание, где в течение еще восьми лет продолжались занятия.

1 —3
1954

В 1954-58 годах (и позже, в 1969-72 гг.) школу возглавлял виолончелист и видный музыкально-общественный деятель Михаил Николаевич Анастасьев, который был незаурядным организатором. В те годы учащиеся ЦМШ часто принимали участие в правительственных концертах и других мероприятиях, которым придавалось большое значение. Особой популярностью на этих концертах пользовался унисон скрипачей ЦМШ (в состав которого входил юный Игорь Ойстрах). А в 1958 году оркестр ЦМШ участвовал в церемонии открытия I Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Символично, что старшеклассница Наталия Гутман, исполнившая на том концерте «Вариации на тему рококо» Чайковского в сопровождении школьного оркестра, спустя четыре года стала лауреатом этого престижного конкурса.

Значимые события концертной жизни ЦМШ — отчетные концерты, которые проходили в Большом и Малом залах консерватории. К ним долго и серьезно готовились, перед концертами проходили прослушивания — отбор был строгим, выбирали лучших из лучших. Так, на консерваторских сценах выступали Л. Коган, Ю. Ситковецкий, Г. Рождественский, И. Безродный. Концерты становились событием в жизни не только ЦМШ, но и всей музыкальной Москвы.

Теоретическое отделение

В 1954 году в ЦМШ открылось теоретическое отделение. До этого, начиная с 1949 года, проводились только факультативные занятия композицией под руководством профессора Шебалина. Традиции преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ЦМШ были заложены выдающимися педагогами Н.М. Гольденберг, М.П. Андреевой, В.Н. Надеждиной, М.П. Слессарь, Л.П. Фокиной, Л.С. Шугаевой, Л.М.Калужским, М.А. Рыбниковой, Е.В. Коноровой и др. На теоретическое отделение принимали старшеклассников, обнаруживающих склонности к сочинению музыки и проявлявших интерес к теоретическим предметам. Некоторые ставшие впоследствии известными музыканты в школьные годы успешно совмещали учебу на исполнительском и теоретическом отделениях школы: Е. Сорокина, Е. Долинская, Т. Кажаева, В. Лобанов, А. Агажанов и другие. На теоретическом отделении также занимались школьники, которые в силу различных причин (к примеру, из-за болезни рук) не могли продолжать обучение на исполнительских отделениях ЦМШ. Углубленное изучение курса данных дисциплин, в основном, обеспечивалось педагогами школы, однако в разные годы для работы на теоретическом отделении были приглашены крупные музыковеды-исследователи — Ю. Н. Холопов, Г. Л. Головинский, В. Н. Брянцева, Г. В. Григорьева, В. C. Ценова и др. Впоследствии опыт преподавания теоретических дисциплин был обобщен в ряде учебных пособий, написанных педагогами ЦМШ Е.Н. Абызовой, М.П. Андреевой, Е.А. Быкановой, И.А. Русяевой, Т.Л. Стоклицкой и другими.

Выпускники

В 1950-е ЦМШ школу окончили такие исключительные музыканты, как Владимир Давидович Ашкенази, Сергей Леонидович Доренский, Ирина Васильевна Бочкова, Лев Борисович Евграфов, Светлана Борисовна Безродная, Михаил Эммануилович Хомицер, Максим Дмитриевич Шостакович, Оксана Михайловна Яблонская и многие другие. Талантливыми учениками ЦМШ и организацией их обучения неизменно восхищались выдающиеся иностранные музыканты, гастролировавшие в СССР. «Никогда не забуду, как в 1958 году во время моего пребывания в России министр культуры Екатерина Фурцева отвела меня в ЦМШ», — вспоминал Вэн Клайберн. — <...> я увидел, как девочка лет одиннадцати исполняла Шопена, <...> блестяще, вдохновенно и очень убедительно. Я не мог в это поверить«. Иегуди Менухин, неоднократно посещавший ЦМШ, назвал ее «лучшей музыкальной школой мира». В 2005 году в резолюции Международной конференции по музыкальному образованию в Лондоне было отмечено: «Россия должна гордиться своей системой профессионального музыкального образования, которая может быть рекомендована для других стран или быть им хорошим примером».

Общеобразовательное отделение

Особое место в учебном процессе занимали общеобразовательные предметы. С одной стороны, они не являлись профилирующими, но с другой — были необходимым элементом формирования широкого кругозора, без которого нет полноценного музыканта. Педагоги общеобразовательного отдела, особенно гуманитарии, старались дать необходимые знания о русской и мировой литературе, живописи, архитектуре, развивать в своих учениках творческие способности в смежных с музыкой областях. Дмитрий Сухопрудский издавал со своими учениками журнал «Наше творчество», под руководством учительницы литературы Марии Покровской дети писали стихи и даже поставили «Горе от ума» Грибоедова.

Рассказывает выпускница ЦМШ (1960), Тамара Леонидовна Колосс: «Был любимый всеми педагог Дмитрий Иванович Сухопрудский, словесник, и преподаватель физики Георгий Дмитриевич Палеолог. Невозможно забыть Самуила Ефремовича Каменковича, который преподавал математику: легендарная фигура и неисчерпаемый кладезь остроумия. Эти имена святы, потому что они связаны с глубинной историей школы и потому что это были люди высочайшего нравственного и культурного уровня. Их всех отличало удивительное единство отношения к ЦМШ. С одной стороны, они блистательно преподавали свои предметы, с другой — они каждодневно помнили, что преподают в ЦМШ. Им было свойственно, казалось бы, сочетание несочетаемого. Словесники и преподаватели иностранных языков выискивали темы, близкие к музыке, к творчеству и давали сочинения на музыкальные темы. Они все время помнили о том, с кем работают, ходили на школьные концерты. Необыкновенная гибкость, а также уважение к музыке, к тому, что составляет суть обучения детей, была в них».

Статус школы-эталона, установленный ЦМШ с самого начала ее деятельности, из года в год подтверждался впечатляющими успехами воспитанников десятилетки. Музыканты и педагоги различных учебных заведений страны часто присутствовали на занятиях, стремясь перенять секреты мастерства выдающихся мастеров ЦМШ. Распространению уникальных традиций также способствовала большая учебно-методическая работа, осуществляемая ими за пределами Москвы. С конца 50-х годов педагоги школы регулярно проводили семинары и открытые уроки во многих городах страны, а в последующие годы также работали и за рубежом.

1 —2
1948

Хоровое отделение

В 1948 году в ЦМШ открыли хоровое отделение (1948), которое возглавил Александр Сергеевич Степанов. Воспитанник Московского синодального училища церковного пения, Степанов имел богатейший опыт как хорового исполнительства, так и дирижирования. В разные годы он был хормейстером оперной студии Большого театра и Московского Академического театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, руководил Республиканской академической русской хоровой капеллы до А.А. Юрлова. «Первое, с чего он начал с нами заниматься, — сборник народных песен „100 русских песен“ Римского-Корсакова. Многие песни из этого сборника он с нами пел. „Поля неоглядные“ на стихи Н.В. Гоголя из „Трёх хоров“ композитора А.Д. Кастальского и кантата „Иоанн Дамаскин“ Танеева — этими произведениями я дирижировал, когда оканчивал ЦМШ», — вспоминает Вячеслав Щуров. Степанов не только руководил специальным хоровым классом, но и преподавал хоровое сольфеджио. Также ученики хорового отделения занимались в классах «обязательной скрипки» или «обязательного фортепиано».

Педагоги

В послевоенные годы в ЦМШ начинают преподавать А.Д. Артоболевская, А.С. Сумбатян, Е.М. Тимакин, А.А. Бакулов, Б.Я. Землянский, Ю.И. Янкелевич, М.Н. Тэриан, М.Л. Ростропович, С.Т. Кальянов, Н.Б. Сибор, С.И. Безродный, З.Г. Гилельс, В.П. Бронин, М.В. Курдюмов, Н.А. Любомудрова, А.А. Мельников, Э.Б. Мусаэлян и другие выдающиеся педагоги. Деятельность сформировавшегося в то время коллектива во многом способствовала расцвету отечественного музыкального искусства последующих десятилетий.

Иностранное отделение

В 1949 году в ЦМШ появились первые иностранные учащиеся. Это были Маргарита Белева (Болгария), Саша Фахми (Индия), Хосе Фелиппе (Испания). Широкая география имен говорила о возрастающем международном признании уникальной системы обучения, создаваемой в школе. В 1995 году иностранное отделение сформировалось как самостоятельная структура. К настоящему времени более 400 учеников из 32 стран мира получили образование в ЦМШ. Среди них — лауреаты и победители престижных международных конкурсов Евгения Захариева (Болгария), Йоко Сато (Япония), Иво Погорелич (Югославия), Дон Хёк Лим и Хюк Чжу Квун (Республика Корея).

Выпускники

Среди выпускников школы такие известные композиторы, как Александра Пахмутова, Дмитрий Благой, Николай Каретников, Кирилл Молчанов, Роман Леденёв, Михаил Меерович, Лев Солин, Леонид Фейгин, Алексей Рыбников; музыковеды, искусствоведы и теоретики: Эдуард Алексеев, Светлана Виноградова, Лиана Генина, Рузанна Ширинян, Елена Долинская, Фарида Фахми, Елена Сорокина, Лев Калужский, Александр Любицкий, Марина Нестьева, Ирина Коженова, Елена Сорокина, Татьяна Чудова, Екатерина Быканова, Татьяна Стоклицкая, Ирина Русяева.

1 —1
1945

Первые годы мирного времени, обозначившие начало нового этапа жизни школы, отмечены рядом нововведений.

Осенью 1945 года школу перевели в новое здание, которое располагалось в Малом Кисловском переулке, в низине за зданием ГИТИСа. Строительство этого здания специально для ЦМШ началось задолго до начала войны. Как сообщала газета «Известия» от 18 сентября 1939 года: «...Вскоре начнется строительство Центральной музыкальной школы для одаренных детей. В школе будут прекрасно оборудованные классы, аудитории и концертный зал на 350 мест». Ранее на этом месте был пожарный пруд, который был засыпан для строительства школы. У школы был большой двор, не отгороженный от ГИТИСа, в котором ученики играли в футбол. В 1937 году Кисловский переулок переименовали в честь оперного певца Л.В. Собинова, а в 1994г. вернули прежнее название.

1 —1
1943

С начала следующего года, ознаменовавшегося коренным переломом в ходе военных действий, ситуация в стране стала понемногу меняться к лучшему. Осенью 1943 года вернулась из эвакуации школа, профессора консерватории и педагоги ЦМШ возвращались в Москву. Постепенно расширялся штат преподавателей школы, налаживались систематические занятия, открылось дошкольное отделение, состоящее из младшего и старшего приготовительных классов. Восстановлением прежнего режима работы ЦМШ во многом обязана деятельности тогдашнего ректора консерватории, крупнейшего композитора В. Я. Шебалина, с марта 1943 года взявшего на себя художественное руководство ЦМШ. По словам В. В. Горностаевой, «вокруг него витал нимб ребячьего уважения. Он у нас котировался чрезвычайно высоко за справедливость, решительность и какую-то особенную принципиальность, связанную, как нам казалось, с его общей культурой». «Я много занимался школой, так как считал ее подготовительной ступенью, младшим отделением консерватории», — вспоминал Шебалин, высоко оценивая работу помогавших ему Анну Евгеньевну Михальчи и Михаила Платоновича Логиневского.

В те годы школой руководили известные музыканты, ранее преподававшие в ЦМШ. После возвращения школы из эвакуации ее директором недолгое время был известный хоровой дирижер Владислав Геннадьевич Соколов, с 1944 года его сменил Василий Петрович Ширинский, артист знаменитого Квартета имени Бетховена, преподаватель консерватории, композитор. Помимо административной работы, он руководил ансамблем скрипачей, регулярно выступавшим на многих ответственных концертах. В пору его руководства школой ЦМШ переехала в новое здание, строительство которого началось еще во время войны.

1 —2
1941

Военные годы стали временем тяжелых испытаний для коллектива ЦМШ. Группа выпускников школы, а позже и некоторые из старшеклассников, ушли в армию и сражались на фронтах. Боевые командиры Н. Ангерт, А. Буракинский, Г. Красинский, В. Троицкий, рядовые В. Куприянов, Е. Некрасов, Н. Таш-Мухаммедов, Б. Фридмо погибли в боях за Родину.

Показательно, что в первые же дни войны руководство страны приняло решение о незамедлительной эвакуации ЦМШ. По свидетельству Л. Н. Бермана, буквально через двенадцать дней после начала военных действий основная часть учащихся ЦМШ, некоторые педагоги школы (в их числе — Т. А. Бобович, Е. П. Ховен, Д. И. Сухопрудский) и профессора консерватории (К. Г. Мострас, А. И. и М. И. Ямпольские, Т. Д. Гутман) были эвакуированы в Пензу. Детей сопровождали А. В. Портнова и И. В. Васильева, отвечавшие за «организацию и расквартирование пионерлагеря», существование которого, по тогдашним прогнозам, планировалось до начала зимы 1941 года. «Ехали долго, несколько дней — я бы сказал, весело, совершенно, конечно, не представляя всей серьезности перемен в наших судьбах», — отмечал Д. Паперно, подробно описавший в своих воспоминаниях жизнь школы в эвакуации. Детей и преподавателей разместили в здании Первой музыкальной школы. Через несколько месяцев некоторые из них были расселены по частным квартирам, а основной части эвакуированных были предоставлены два этажа в здании знаменитого Художественного училища. «Старинное здание из красного кирпича с орнаментом очень хорошо смотрелось после здания ЦМШ. Широкие гулкие просторные коридоры, большие светлые окна гармонировали со скульптурами — античными головами, торсами, которые служили натурой для художников», — вспоминала Т. Гусева. «В классных комнатах на обоих этажах расставили добрых сотни полторы кроватей и несколько роялей», инструменты, эвакуированные из западных областей страны, стояли и в большой комнате, выделенной родителям школьников, и в коридоре. Руководство города оказывало эвакуированным всяческую помощь: к началу первой военной зимы в палатах (так именовались детьми комнаты, в которых они жили) установили окопные печки, воспитанникам ЦМШ пошили ватники... Учащиеся школы получали рабочие продовольственные карточки. Помимо училища, занятия также проходили в помещении музыкальной школы, классы которой в вечернее время освещались коптилками.

Сложность обстановки и бытовых условий, напряженная атмосфера военного времени, казалось, не создававшие предпосылок для творчества, особым образом влияли на школьную жизнь: она не только была по-прежнему наполнена каждодневным трудом... «Несмотря ни на что, мы занимались в Пензе с небывалой до того интенсивностью и упорством», — писал Д. Паперно. «Не только наши выступления, но и ежедневные занятия проходили на глазах у других, и дух честолюбия, профессиональной конкуренции пронизывал всю нашу жизнь... Каждый из нас, как и все вокруг в то время, делал свое дело ответственно и добросовестно. В этом было, если угодно, наше средство бороться и выжить». Учащиеся школы вели большую военно-шефскую работу, выступая в госпиталях, на фабриках и заводах.

Не менее трудным в первые годы войны было существование той части ЦМШ, которая осталась в Москве. Здание школы, инструменты и школьный инвентарь были переданы консерватории. Однако вскоре на первом этаже ЦМШ был расположен военкомат. «Помню странную и тревожную обстановку тех месяцев: двор школы, весь первый этаж, коридор, лестница, ведущая на второй этаж заняты людьми в штатском и военной форме», — вспоминала Н. Н. Покровская. Школьные занятия в Москве стали постепенно возобновляться спустя несколько месяцев после начала войны. Екатерина Ивановна Мамòли, исполнявшая в то время обязанности директора ЦМШ, по воспоминаниям М. А. Федоровой, «стала собирать, просто искать по Москве оставшихся ребят». На квартирах учеников, там, где были какие-то возможности для занятий, небольшие группы учащихся разных классов изучали общеобразовательные предметы под руководством оставшихся в Москве педагогов ЦМШ — М. П. Логиневского, Г. Д. Палеолога и других. Весной 1942 года был объявлен прием в школу, первоклассники учились все лето. По свидетельству Н. Н. Покровской, столь ранний набор и незамедлительное начало учебы были продиктованы возникшей опасностью потери здания: «Если бы Е. И. Мамоли не доказала, что школа функционирует, то возвращаться из Пензы было бы некуда». Многие ученики тех лет с благодарностью вспоминают Е. И. Мамоли, помогавшую всем школьникам в тяжелое военное время. Благодаря ее стараниям, ученикам школы «иногда выдавали талоны в спецстоловую. Помню, как нам, выпускницам-отличницам, дали ордера на обувь и на материал для платья», — вспоминала О. М. Жукова.

1 —2
1937

ЦМШ быстро обрела всесоюзную популярность. Так, в 1938 году приемной комиссией были рассмотрены сотни заявлений из 132 городов страны. Однако лишь немногие из детей, стремившихся поступить в ЦМШ, выдерживали вступительные экзамены. Т. П. Николаева, поступившая в школу в 1937 году, вспоминала: «На 25 вакантных мест претендовало около 600 человек».

Крупнейшими артистами, преподававшими в ЦМШ, неоднократно подчеркивалась важность своевременного приобретения юными музыкантами сценического опыта. А. Б. Гольденвейзер, по воспоминаниям О. М. Жуковой, часто говорил: «Эстрада — лучшая школа для исполнителя». Многочисленные концертные выступления первых воспитанников ЦМШ были не только демонстрацией их успешных занятий и своеобразными творческими отчетами школы, но и неотъемлемой частью обучения молодых исполнителей. «К ним (концертам — С. В.) долго готовились, участвовали в прослушиваниях, и на них был очень строгий отбор — почти как на международные конкурсы. Отбирали только лучших из лучших», — вспоминал Е. И. Эпштейн. Концерты учащихся ЦМШ систематически проводились в Большом и Малом залах консерватории, во Всесоюзном театральном обществе, Центральном доме работников искусств и других концертных залах столицы; воспитанники школы играли на радио (некоторые выступления транслировались для Чехословакии, Англии, других стран).

Маленькое здание ЦМШ в Кисловском переулке, которое с большой любовью вспоминают ученики тех лет, с течением времени все меньше соответствовало потребностям разрастающейся школы. По воспоминаниям Д. Паперно, в конце 30-х годов «дирекция начала арендовать один-два этажа в соседних школах — сперва в Хлыновском тупике, потом в Собиновском переулке — для занятий по общеобразовательным предметам». Полноценная работа школы осложнялась и отсутствием интерната (некоторые учащиеся жили в консерваторском общежитии в Дмитровском переулке, как ранее и воспитанники Особой детской группы). О стесненном положении школы и необходимости создания при ней интерната говорилось в открытом письме профессоров Московской консерватории, опубликованном в «Известиях» в феврале 1940 года. Однако осуществлению этого помешала Великая Отечественная Война.

1 —4
1935

В мае 1935 года приказом Наркома по просвещению А. С. Бубнова Детское отделение было преобразовано в Центральную музыкальную школу Московской консерватории, в которую вошла и Особая детская группа. ЦМШ был предоставлен небольшой двухэтажный особняк в Среднем Кисловском переулке, находившийся в непосредственном соседстве с Большим залом консерватории. Ираида Васильевна Васильева-Шерешевская, ранее возглавлявшая Детское отделение консерватории, стала первым директором ЦМШ. Сложную административную работу Ираида Васильевна, бывшая «благороднейшим человеком, обладавшим большой выдержкой и безупречным даром воспитания», сочетала с преподаванием.

Всматриваясь в хронологию событий, можно заключить, что основание ЦМШ было одним из этапов последовательного расширения музыкально-образовательного комплекса, центром которого становилась Московская консерватория. С возникновением ЦМШ, дополнявшим создание открытой незадолго до этого Школы высшего исполнительского мастерства (Meisterschule), завершалось построение поистине грандиозного учебного комбината Московской консерватории, охватывающего все ступени музыкального образования.

В те же годы при консерваториях крупных городов и столиц республик были открыты аналогичные школы, работавшие по той же модели, что и ЦМШ: школа имени П. С. Столярского в Одессе (1933), школы-десятилетки в Киеве (1934) и Ленинграде (1936), Тбилиси и Баку (1938), Ереване (1939).

Вероятно, первый — 1935/36 — учебный год был порой становления нового начинания, временем корректирования различных целей двух учебных формирований, объединенных в ЦМШ спустя три года после своего возникновения. Расширение контингента учащихся и штата педагогов требовало существенного пересмотра целого ряда административных, организационных, учебных задач. В программах первых школьных зачетов, проведенных в 1935-36 годах, название «ЦМШ» дополняло краткое, печатавшееся в скобках, пояснение — «бывшая Особая детская группа», отчасти, вероятно, поясняющее тождество предназначения недавно созданной большой школы и ее скромного (бесспорно, только по количеству учеников) предшественника, Особой детской группы — воспитания будущей элиты отечественного музыкального исполнительского искусства.

ЦМШ, созданная путем слияния Особой детской группы и Детского отделения консерватории, объединила и их педагогические коллективы. Разнородность педагогического состава исполнительских отделений, сложившаяся в первое десятилетие существования, стала одной из отличительных особенностей школы, сохранявшейся на протяжении всей ее истории. В постепенно складывающемся облике исполнительских отделений школы, сохранению и развитию прославленных консерваторских традиций сопутствовало рождение новых, школьных традиций.

Начало новой большой работы открывало перед педагогами множество непростых задач. «Перед нами простирался огромный незнакомый континент, который надо было освоить... Мы сами учились учить, разрабатывали методику преподавания, искали нужный темп занятий с детьми, составляли репертуар», — вспоминала педагог школы Л. Д. Михайлова. В прессе тех лет ЦМШ нередко именовалась «факультетом музыкального вуза столицы». Справедливость этого статуса подтверждалась многими фактами. Так, педагогический состав школы в первые годы ее существования более чем наполовину состоял из профессоров и педагогов консерватории. В ЦМШ преподавали А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, В. Н. Аргамаков, К. Г. Мострас, А. И. Ямпольский, Л. М. Цейтлин, С. М. Козолупов, М. И. Табаков, Н. Я. Мясковский... Некоторые ученики ЦМШ (например, Роза Тамаркина) по специальности числились в вузе. Школьники часто принимали участие в концертах, которые проводились исполнительскими кафедрами консерватории. Учащиеся ЦМШ имели возможность пользоваться нотами и книгами из консерваторской библиотеки, а позже, с созданием лаборатории звукозаписи, также и фонотекой. Некоторые воспитанники получали в пользование музыкальные инструменты из консерваторской коллекции.

1 —1
1933

Весной 1933 года в ознаменование 15-летия Октябрьской революции в Москве был проведен Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. В его рамках состоялись внеконкурсные выступления наиболее ярких воспитанников Особой детской группы, которые еще не могли быть полноправными участниками конкурса в силу возраста, но были отмечены специальными правительственными премиями. Некоторые выступления юных музыкантов, красноречиво свидетельствующие о «блестящем завтра советского исполнительского мастерства», слушал известный поэт Демьян Бедный, выразивший свои впечатления в стихотворении «Первоцветы», опубликованном в «Комсомольской правде»:

Ребята, им играть бы в фанты,
Меж тем не детская игра
Нам выявляет их таланты:
Какие диво-музыканты!
Какие чудо-мастера!
Какой в триумфе этом детском
Отпор для вражьей клеветы —
Смотрите все: в саду Советском
Какие брызнули цветы!
Звучат их соло и дуэты,
И с замиранием в крови
Мы все — политики-поэты
Слагаем свой восторг в приветы,
Ведь это — наши первоцветы, —
А то ли будет впереди!
Какая будет партитура!
Какие будут мастера!
Цвети, Советская культура!
Расти, родная детвора!

Вчитываясь в эти восторженные строки, нетрудно понять очевидную и, вероятно, главную причину повышенного внимания властей к воспитанникам Особой детской группы — талантливым детям, представлявшим первое поколение советских музыкантов. Впечатляющий уровень исполнительского мастерства, демонстрируемый ими, был одним из свидетельств неоспоримого превосходства нового режима. О важности миссии, возложенной на талантливых юных музыкантов, говорит и название их уникального объединения: как известно, в 30-40 годы особыми группами назывались отдельные подразделения различных учреждений, занимавшиеся выполнением исключительно важных государственных заданий в отрасли безопасности, науки, обороны...

Немногим позже создания Особой детской группы, в августе 1932 года при столичной консерватории открылось Детское отделение, выполнявшее роль своеобразного вспомогательного звена, обеспечивающего будущим студентам необходимую подготовку. Одной из причин его создания были, вероятно, определенные трудности в работе вуза, возникшие с закрытием младших классов. По предложению А. Б. Гольденвейзера, Детское отделение возглавила молодая пианистка и педагог Ираида Васильевна Васильева-Шерешевская, а его педагогами стали несколько недавних выпускников Московской консерватории: Т. А. Бобович, Т. Е. Кестнер, Е. П. Ховен, М. Ф. Порывкина и другие. Помимо вновь принятых детей, в число учеников Детского отделения также вошли учащиеся расформированной школы при Первом музыкальном техникуме. Стремительное возрастание количества учащихся (уже через год их число увеличилось вдвое и составляло около 150 человек), подтверждавшее актуальность создания отделения и доказывавшее успешность его работы, однако, вызывало и соответствующие трудности в организации учебного процесса. Обучение детей проходило в классах консерватории, которых часто не хватало. Немало проблем разного порядка к тому времени накопилось и в работе Особой детской группы. Одновременно с назревшей потребностью создания лучших условий для работы Особой детской группы и Детского отделения все более очевидной становилась потребность обновления форм и методов обучения талантливых детей.

1 —3
1932

В начале 30-х годов в Московской консерватории возникает немало перспективных начинаний. По инициативе и при энергичном участии Станислава Теофиловича Шацкого, ставшего директором консерватории в начале 1932 года, при ней были организованы Школа высшего художественного мастерства, Оперная студия, национальные студии, научно-исследовательский факультет. В пору его кратковременного руководства консерваторией происходят и существенные перемены в области начального профессионального обучения. Приблизительно в этот период ведущие профессора Московской консерватории начинают систематические занятия со специально отобранными талантливыми детьми, объединенными в Особую детскую группу. Среди её педагогов — выдающиеся музыканты и деятели отечественной культуры: пианисты А. Б. Гольденвейзер (по некоторым данным, именно ему принадлежала идея создания группы), К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. В. Шацкес, скрипачи К. Г. Мострас, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, виолончелисты С. М. Козолупов и Г. И. Пеккер, музыковед и композитор М. Р. Раухвергер и другие.

Помимо специальности и музыкально-теоретических дисциплин, воспитанники группы изучали общеобразовательные предметы по сокращенным программам. Музыкально-эстетическим воспитанием юных музыкантов занималась Валентина Николаевна Шацкая (Демьянова), руководство группой было поручено молодому театральному художнику Алексею Федоровичу Лушину, приглашенному С. Т. Шацким. Общий контроль ее деятельности осуществлял А. Б. Гольденвейзер, на которого, по распоряжению Наркома по просвещению А. С. Бубнова, возлагалась «непосредственная ответственность за всю работу по образованию» учеников Особой детской группы.

Особая детская группа с первых дней существования пользовалась всесторонней поддержкой государства. Для успешных занятий немногочисленной группы детей были созданы исключительно благоприятные условия. Так, несмотря на немалые трудности экономического положения страны в то время, воспитанникам Особой группы выплачивались большие стипендии и выдавались карточки государственного объединения розничной торговли. Власти пристально наблюдали за развитием нового начинания. 24 февраля и 27 апреля 1932 года состоялись смотры одаренных детей для руководителей партии, членов правительства и представителей музыкальной общественности. Концерты прошли успешно, и дело подготовки молодых исполнителей начало быстро развиваться.

«ЦМШ. Золотые страницы истории» – цикл бесед с величайшими музыкантами, жизнь и творчество которых связаны с ЦМШ.
Цикл ставит своей целью сохранить и преумножить знания об отечественном музыкальном образовании и о великой русской исполнительской школе.
Asset 39
Пожалуйста,
поверните ваше
устройство
горизонтально.