Мндоянц Александр Ашотович

img03

Лауреат V Международного конкурса пианистов им. Вэна Клайберна в г. Форт-Уорте (США, 1977).

Занятия музыкой начал в возрасте 6 лет, поступив в Среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского при Ереванской консерватории. С 1960 г. обучался в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, которую окончил в 1968 г. (класс заслуженного учителя РСФСР Е. П. Ховен).

В 1973 г. окончил Московскую консерваторию (класс Б. М. Давидович). По мнению Я. В. Флиера, Мндоянц — «исключительно одаренный пианист и музыкант. Игра его привлекает настоящей глубиной, серьезностью и отличным владением фортепиано. В нем нет ничего надуманного, искусственного. Мндоянцу прекрасно удаются произведения как крупной монументальной формы, так и фортепианные миниатюры. И еще одно качество… — это высокая интеллигентность и безукоризненный вкус» (Архив Московской консерватории).

С 1973 г. по 1976 г. работал в Московской консерватории концертмейстером. В 1976 г. поступил в ассистентуру-стажировку Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (сейчас — Российская академия музыки), которую окончил в 1978 г. (руководитель — А. Л. Йохелес).

Педагогическую деятельность начал в 1979 г. в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. С 1991 г. преподает в Московской консерватории (сначала в качестве ассистента профессора В. К. Мержанова, с 1998 г. — доцент, с 2004 г. — профессор). С 2007 г. — профессор кафедры специального фортепиано под руководством профессора М. С. Воскресенского. С 2002 по 2011 год преподавал также в Государственной Классической Академии им. Маймонида.

С 1989 г. участвует в музыкальных семинарах, проводит мастер-классы в России, в ближнем зарубежье, а также в Бразилии, Португалии, Финляндии, Франции, Японии, Израиле, на Тайване.

Среди учеников — свыше 30 лауреатов международных и национальных конкурсов, многие из которых стали известными концертирующими пианистами.  Еще в начале девяностых годов А. В. Чайковский отмечал, что Мндоянц «по праву занимает одно из наиболее почетных мест в русской фортепианной педагогике. Он заслуженно снискал себе репутацию “перфекциониста”, и среди молодого поколения пианистов–педагогов, пожалуй, трудно найти равного ему в способности формирования индивидуальности юных дарований» (Архив Московской консерватории).

Неоднократный член и председатель жюри различных международных и национальных конкурсов.

В год окончания ассистентуры-стажировки (1978) начал активно концертировать. За прошедшие годы он побывал с концертами и мастер-классами во всех уголках нашей страны, выступал почти во всех столицах бывших Союзных республик, а также в Польше, Финляндии, Японии, Франции, Португалии, Израиле. Выступал на телевидении в разных городах страны.

Критики отмечали многообразие и красочность звуковых пластов, яркий темперамент его исполнения.  Репертуар пианиста широк и стилистически разнообразен. В него входят произведения таких авторов, как: Д. Скарлатти, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Ф. Шопен, Ф. Лист, Й. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, М. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток, А. Хачатурян, В. Рябов, В. Полторацкий…

Мндоянц выступает с ведущими оркестрами страны, с такими дирижерами, как Д. Кахидзе, В. Гергиев, Ф. Мансуров, В. Жордания, которые высоко оценивали его профессионализм, пианистическое мастерство и умение играть в ансамбле. Он уделяет также большое внимание и камерному музицированию. Среди его партнеров были такие выдающиеся музыканты, как А. Корсаков, М. Толпыго, И. Гаврыш, Д. Ситковецкий, В. Яглинг, А. Винницкий, К. Родин, Квартет им. Чайковского, Квартет оркестра «Виртуозы Москвы». «А. Мндоянц – художник, в искусстве которого органически сочетаются романтическое восприятие и воплощение мира композитора с мощным интеллектом. Он обладает даром музыкального мыслителя» (доктор искусствоведения, проф. Е. Б. Долинская: из аннотации к диску).

Мндоянц выступает и в качестве музыкального редактора. Под его редакцией вышли: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Б. Бартока (М., 1987), 24 прелюдии и фуги В. Полторацкого (М., 2006). В 1999 г. журнал «Фортепиано» опубликовал его методическую работу: «Исполнительский комментарий к “Картинкам с выставки” М. П. Мусоргского», а в 2003 г. его статья «Беседы о фортепианной педагогике» была напечатана в японском журнале «Lesson no Tomo» и в 2003-2004 гг. в московских журналах «Учитель», «Музыкант-классик» (№№ 12-1) и «Фортепиано» (№№ 1-2). В 2006 г. издан сборник статей Мндоянца «Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике».

Фондовые записи, сделанные Мндоянцем на Всесоюзном радио, неизменно получали высокую оценку художественного совета и часто транслируются. Различные звукозаписывающие фирмы выпускают компакт-диски с записями пианиста. Всесоюзная фирма граммзаписи «Мелодия» выпустила две сольные пластинки пианиста в 1986 и в 1992 гг. Фирма «Vista Vera» в 1997 г. выпустила компакт-диск с записью Третьего концерта С. Прокофьева. В 1999 г. вышел сольный диск «В мире фантазий» (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Шопен, В. Рябов) фирмы «Beta», а в 2004 г. фирма «Classical Records» выпустила диск с записью сольного концерта Мндоянца (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Р. Шуман). Запись Квинтета А. Бородина, сделанная в 1998 г. совместно со струнным Квартетом оркестра «Виртуозы Москвы», была удостоена наивысшей оценки «СНОС» («шок») популярным журналом «Le Monde de la Musique» № 218 (февраль 1999 г.).