Фестиваль «A tutta forza». Н. Луганский, В. Руденко и А. Князев

Афиша. Фестиваль «A tutta forza». Н. Луганский, В. Руденко и А. Князев
14.05
19:00

Николай Луганский (фортепиано)

Вадим Руденко (фортепиано)

Александр Князев (виолончель)

Купить билет
или забронировать по телефону: +7 967 148 62 97

I отделение

Александр Князев , Николай Луганский

Л. ван Бетховен Соната № 7 для скрипки и фортепиано до минор, ор.30 № 2
(переложение для виолончели и фортепиано А. Князева)
I. Allegro con brio
II. Adagio cantabile
III. Scherzo. Allegro
IV. Finale. Allegro

И.Брамс Соната № 2 для виолончели и фортепиано, ор.99
I. Allegro vivace
II. Adagio affetuoso
III. Allegro passionato
IV. Allegro molto

II отделение

Николай Луганский, Вадим Руденко

С.Рахманинов Сюита № 1 для двух фортепиано, ор.5
1. Баркарола
2. «И ночь, и любовь...»
3. Слёзы
4. Светлый праздник

С.Рахманинов Сюита № 2 для двух фортепиано, ор.17
1. Интродукция
2. Вальс
3. Романс
4. Тарантелла


В концерте 14 мая прозвучат шедевры музыкальной классики в интерпретации звёзд отечественного исполнительского искусства. Виолончелист Александр Князев, пианисты Николай Луганский и Вадим Руденко принадлежат к числу выдающихся российских музыкантов, покоривших самые престижные концертные площадки мира.

Соната Л. ван Бетховена, изначально созданная автором для скрипки и фортепиано, прозвучит в виолончельном переложении Александра Князева. Музыка пронизана патетикой, созвучной грозной эпохе: первые годы XIX столетия были для Европы, охваченной мятежами и войнами, временем судьбоносных событий и великих иллюзий.

Вторая соната И.Брамса для виолончели и фортепиано, написанная в конце XIX века, отличается романтической экспрессией, раскрывает богатейшие возможности камерно-инструментального жанра, которому Брамс посвящал в поздний период своего творчества особое внимание.

Второе отделение концерта отдано музыке С.В.Рахманинова. Для Рахманинова, блистательного пианиста и симфониста, выразительные возможности фортепиано были подобны оркестровым краскам, что особенно ощутимо в его сюитах для двух фортепиано. Удвоенная мощь звуковой палитры позволяет воплотить впечатляющие картины, созвучные русской живописи той поры, развить в музыкальных образах мотивы поэзии (композитор использовал стихотворные эпиграфы). Два инструмента в дуэте равноценны и позволяют продемонстрировать во всей полноте пианистическое мастерство обоих исполнителей.

Подробнее о программе

Исполняемая соната Л.ван Бетховена относится к 1802 году – году горестного «Гейлигенштадтского завещания» теряющего слух композитора и одновременно году исключительно продуктивному, отмеченному поисками «нового пути» в творчестве, как о том писал сам Бетховен. Новаторская по форме, четырёхчастная соната перекликается с симфоническими сочинениями гениального композитора. Соната входит в число произведений (opus 30), которые автор посвятил молодому русскому императору Александру I, скрипачу-дилетанту, с подачи царского посланника в Вене графа Разумовского. Александр, как и первый консул Франции Наполеон, в то время олицетворял надежды на грандиозное мирное переустройство Европы – вот почему проникнутое свободлюбивым духом сочинение Бетховена стало необычным дипломатическим подношением.

И.Брамс написал Вторую сонату для виолончели и фортепиано в 1886 году по просьбе виолончелиста Роберта Хаусмана, который первым исполнил её вместе с автором. Отголоски симфонизма Брамса, его глубокое постижение специфики камерного ансамбля, богатая разработка фортепианной партии – эти черты соединились в произведении умудрённого мастера, которое по праву вошло в золотой репертуарный фонд камерной музыки. Вот лишь некоторые имена музыкантов, в разное время исполнивших и записавших сонату: Пабло Казальс и Мечислав Хоршовски, Григорий Пятигорский и Артур Рубинштейн, Даниил Шафран и Феликс Готлиб, Мстислав Ростропович и Рудольф Сёркин, Йо-Йо Ма и Эммануэль Акс, Миша Майский и Павел Гилилов.

С.В.Рахманинов
посвятил свою Первую сюиту для двух фортепиано (1893) П.И.Чайковскому. Вначале цикл назывался «Фантазией» (с подзаголовком «Картины»): по замыслу автора, каждая пьеса уподоблена красочному полотну и связана с поэтическим эпиграфом.

В первых двух частях царит любовная лирика. «Баркароле» автор предпослал строки юношеского стихотворения М.Ю.Лермонтова «Венеция»:

Студёная вечерняя волна
Едва шумит под вёслами гондолы…
…снова песнь! И вновь гитары звон!
…вдали то грустный, то весёлый
Раздался звук обычной баркаролы:
«Гондола по воде скользит
А время по любви летит;
Опять сравняется вода
Страсть не воскреснет никогда!»

Пьеса «И ночь, и любовь…» навеяна стихами Дж.Байрона:

То час, когда в тени ветвей
Поёт влюблённый соловей,
Когда звучат любви обеты
Огнём живительным согреты
И ветра шум и плеск волны
Какой-то музыки полны…

Третья и четвёртая части передают образы русского пейзажа с непременным присутствием в его звуковой палитре колокольных звонов.
«Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора», – писал Рахманинов. Детские впечатления композитора вызвали к жизни замысел пьесы «Слёзы» с эпиграфом из Ф.И.Тютчева:

Слёзы людские, о слёзы людские!
Льётесь вы ранней и поздней порой –
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Сюиту завершает «Светлый праздник» – музыкальный образ ликующего пасхального перезвона, в который вплетается церковный напев «Христос воскресе». Эпиграф пьесы – строки из стихотворения А.С.Хомякова «Кремлевская заутреня на Пасху»:

И мощный звон промчался над землёю,
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…

Сюита № 2 для двух фортепиано (1901) посвящена А.Б.Гольденвейзеру. Каждая из четырёх частей стройного цикла обладает законченностью формы и передаёт яркий образ: «Интродукция» – торжественное шествие, «Вальс» – непрерывное кружение в вихре бала, «Романс» – лирическое признание, «Тарантелла» – наполненный драматизмом финал, основанный на подлинной народной итальянской теме и остром ритме безудержной пляски.

Современникам запомнилось исполнение «Тарантеллы» автором вместе с Александром Зилоти: «Они любили вместе играть, замечательно дополняя друг друга; слитность получалась полная. Такого стремительного темпа и такой предельной чистоты в труднейших технических местах мне не приходилось слышать», – писала З.А.Прибыткова (племянница С.В.Рахманинова). Легендарным также стало исполнение и запись сюиты Александром Гольденвейзером и Григорием Гинзбургом.

Подробнее об исполнителях

Александр Князев окончил Московскую консерваторию по классу проф. А.Федорченко (1986), стажировался в Нижегородской консерватории как органист (1991). Лауреат международных конкурсов, в т.ч. Международного конкурса виолончелистов имени Гаспара Касадо во Флоренции, Италия (1979), Международного конкурса камерной музыки в Трапани, Италия (1987), Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (1990).

С 1987 года ведёт активную концертную деятельность, участвует в международных музыкальных фестивалях, гастролирует во многих странах мира, играет с лучшими оркестрами, сотрудничает с видными дирижёрами. Записал свыше 30 компакт-дисков. Является автором виолончельных транскрипций произведений Бетховена, Шуберта, Брамса.Проводит мастер-классы в Испании, Франции, Италии, Республике Коорея, на Филиппинах.

Николай Луганский – выпускник ЦМШ 1990 года (ученик Т.Е.Кестнер), окончил Московскую консерваторию по классу Т.П.Николаевой и С.Л.Доренского.
Лауреат всесоюзных и международных конкурсов, в т.ч. Международного конкурса им. И.С.Баха в Лейпциге (1988), Международного конкурса им.П.И.Чайковского в Москве (1994). Обладатель ряда специальных наград, в т.ч. Приза немецкой критики за запись концертов Рахманинова (2003), премий Echo Klassik «За лучшее исполнение инструментального концерта» (2005) и «За лучшее исполнение камерной музыки» (2007) (совместно с Александром Князевым).

Активно концертирует, гастролирует во многих странах мира, участвует в международных музыкальных фестивалях, сотрудничает с самыми известными оркестрами, дирижёрами, солистами. В дискографии музыканта 3 грампластинки, 23 CD и один DVD-диск, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции. Записи пианиста на Warner Classics в течение ряда лет удостаивались премии Golden Diapason.
Народный артист России (2013). Солист Московской государственной академической филармонии. Преподаёт в Московской консерватории (с 1998).

Вадим Руденко – выпускник ЦМШ 1990 года (ученик А.Д.Артоболевской, Д.А.Башкирова и В.В.Суханова). Окончил Московскую консерваторию по классу профессора С.Л.Доренского. Лауреат международных конкурсов, в т.ч. Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе, Бельгия (1991),Международного конкурса имени П. И.Чайковского в Москве (1994 и 1998), Международного конкурса пианистов имени С.Рихтера в Москве (2005).

Много концертирует в России и за рубежом, сотрудничает с известными оркестрами и солистами. Неоднократно исполнял концертные программы в дуэте с Николаем Луганским.
Солист Московской государственной академической филармонии. С 2015 года преподаёт в Центральной музыкальной школе.

Справки по телефону +7 495 691-00-92
Адрес: Малый Кисловский переулок, дом 4, строение 5
(метро «Арбатская», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад»)

Внимание!

В целях обеспечения мер безопасности вход на территорию ЦМШ осуществляется только при наличии действующего документа, удостоверяющего личность (паспорт, водительское удостоверение) не ранее чем за полчаса до начала мероприятия. Несовершеннолетние дети входят на территорию школы в сопровождении взрослых.

Ближайшие концерты

Ближайшие концерты

No upcoming events.