Фестиваль «A tutta forza». Е. Мечетина, Е. Петров и В. Пясецкий

Афиша. Фестиваль «A tutta forza». Е. Мечетина, Е. Петров и В. Пясецкий
16.05
19:00

Екатерина Мечетина (фортепиано)

Евгений Петров (кларнет)

Валерий Пясецкий (фортепиано)

Купить билет
или забронировать по телефону: +7 967 148 62 97

I отделение

Евгений Петров, Валерий Пясецкий

С.Франк Соната для скрипки и фортепиано (1886)
(переложение для кларнета и фортепиано Е.Петрова)
I. Allegretto ben moderato
II. Allegro
III. Recitativo-Fantasia. Ben moderato
IV. Allegretto poco mosso

Ф.Пуленк Соната для кларнета и фортепиано (1962)
1. Allegro tristamente (Allegretto — Très calme — Tempo allegretto)
2. Romanza (Très calme)
3. Allegro con fuoco (Très animé)

II отделение

Екатерина Мечетина

М.Равель Благородные и сентиментальные вальсы (1911)

К.Дебюсси Бергамасская сюита
1.Прелюдия (Prélude)
2. Менуэт (Menuet)
3. Лунный свет (Clair de lune)
4. Паспье (Passepied)

М.Равель «Вальс», хореографическая поэма (1920)


Программа концерта 16 мая посвящена французской музыке XIX – XX веков. Произведения для кларнета и фортепиано прозвучат в исполнении заслуженных артистов России Евгения Петрова и Валерия Пясецкого, отделение фортепианной музыки представит Екатерина Мечетина.

Пышное угасание «прекрасной эпохи», расставание с романтическими традициями, свежесть импрессионистического взгляда на мир – эти черты отражены в сочинениях Клода Дебюсси и Мориса Равеля, их предшественника и вдохновителя Сезара Франка. Жажда обновления, поиск нового языка искусства воплощены в музыке Франсиса Пуленка, представителя поколения ниспровергателей.

Подробнее о программе

Соната С.Франка принадлежит к выдающимся образцам камерной музыки, созданным композитором в последнее десятилетие жизни. Рукопись сонаты стала свадебным подарком автора её первому исполнителю, бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Широко исполняемая скрипичная соната была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты, виолончели. В концерте прозвучит переложение для кларнета, созданное Евгением Петровым.

Своеобразие четырёхчастного произведения проявляется в его структуре с медленной I частью, в использовании речитатива в III части и полифонических форм в финале, а также в характерном для Франка «сквозном развитии» одной из тем, проходящей через все разделы сонаты. Гармония Франка предвещает будущие находки Дебюсси.

Соната Ф. Пуленка
входит в число лучших, наиболее зрелых и совершенных его камерных ансамблей, написанных в поздний период для флейты, кларнета, гобоя (1957-1962). Разрушение канонов сонатной формы, обретение полной свободы индивидуального художественного высказывания в полной мере проявилось в кларнетной сонате, которую включают в свой репертуар ведущие исполнители на духовых инструментах. Среди отечественных музыкантов, исполнявших и записавших сонату, заслуживает отдельного упоминания дуэт Льва Михайлова и Марии Юдиной.

В 1911 году М. Равель написал «Благородные и сентиментальные вальсы» с намерением, по его собственным словам, «создать цикл вальсов вроде шубертовского: виртуозность сменяется здесь прозрачным письмом, подчеркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок». Фортепианному циклу, состоящему из восьми пьес, предпослан эпиграф из романа Анри де Ренье «Встречи господина де Брео»: «Сладостное и всегда новое удовольствие от бесцельного времяпрепровождения».

Звуковая ткань сюиты наполнена игрой оттенков, музыкальная форма – образец изящества и лаконизма.

По просьбе балерины Натальи Трухановой музыка была оркестрована автором и превратилась в симфоническую сюиту. Равель сам написал сценарий балета, который под названием «Аделаида, или Язык цветов» был поставлен в Париже весной 1912 года. Главную партию танцевала Труханова, дирижировал автор. Цикл стал популярным концертным произведением в обеих версииях – фортепианной и симфонической.

К.Дебюсси, ведущий представитель музыкального импрессионизма и первоклассный пианист, написал «Бергамасскую сюиту» в 1890 и отредактировал её в 1905 году. Название восходит к фразе Поля Верлена из его стихотворения «Лунный свет» (в сборнике «Галантные празднества»), в которой говорится о прелестных масках и бергамасках (обитателях итальянского города Бергамо), играющих на лютнях и танцующих:

Votre ame est un paysage choisi
Que vont charmant masques et bergamasques
Jouant du luth et dansant et quasi
Tristes sous leurs deguisements fantasques.


Сюита Дебюсси – своего рода музыкальная версия верленовских «галантных празднеств», персонажи которых наслаждаются забытыми танцами (менуэт, паспье), вдохновлённые таинственной красотой лунной ночи. Тонкая, изысканная фактура музыки Дебюсси требует от исполнителей филигранной нюансировки, глубокого понимания стиля композитора.

«Вальс» (1920) был создан М.Равелем как симфоническая партитура («Хореографическая поэма для оркестра») для неосуществлённого спектакля балетной труппы С.Дягилева. Оркестровое сочинение впервые было исполнено в конце 1920 года в Париже. Став популярнейшим произведением концертного репертуара, «Вальс» всё же получил сценическое воплощение в постановке Иды Рубинштейн в Парижской опере (1929). Одновременно появились фортепианные переложения — для двух и четырех рук.

«Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря», – писал композитор. Критики оценивали «Вальс» как «исключительно богатый и красноречивый синтез всей эпохи, всей цивилизации и всего показного», воплощённого в стихии танца.

Подробнее об исполнителях

Евгений Петров ― выпускник ЦМШ года 1990 года, окончил Московскую консерваторию по классу проф. В.А.Соколова. Профессор Московской консерватории. Преподаёт в ЦМШ с 1994 года. Лауреат международных конкурсов. Заслуженный артист Российской Федерации (2006).

Солист Московской государственной академической филармонии. С 1986 года активно концертирует в качестве солиста и в составе камерных ансамблей. Его партнёрами по ансамблю были Наталья Гутман, Николай Петров, Николай Луганский, Наум Штаркман, квартеты имени Бородина, Шостаковича, Прокофьева, Глинки, Глазунова и другие известные музыканты и коллективы.

Валерий Пясецкий – выпускник ЦМШ 1979 года (ученик Заслуженного учителя России А.Д.Артоболевской), с отличием окончил Московскую консерваторию по классу проф. А.А.Наседкина. Лауреат Международного конкурса имени И.С.Баха в Лейпциге (1984). Заслуженный артист России (2001).

Выступал в престижных концертных залах России и зарубежных стран как солист и камерный исполнитель. На протяжении многих лет играл в дуэте с народным артистом России М.Хомицером, а также с народными артистами России В.Ивановым, М.Яшвили. В дискографии музыканта – грампластинка фирмы «Мелодия», ряд CD, выпущенных в Голландии и Японии, видеофильм в Японии.
Профессор Московской консерватории. Преподаёт в ЦМШ с 1984 года, с 2016 – директор школы. Проводит мастер-классы, участвует в жюри многих музыкальных конкурсов. Ученики Пясецкого более 120 раз становились лауреатами международных конкурсов.

Екатерина Мечетина
– выпускница ЦМШ 1996 года (ученица Заслуженного учителя России Т.Л.Колосс), окончила Московскую консерваторию по классу доц. В.П.Овчинникова и проф. С.Л.Доренского.

В 10 лет сыграла первый сольный концерт, в 13 совершила первое турне по городам Японии (15 сольных концертов). В годы учебы была стипендиатом Международных благотворительных фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича. По приглашению М.Ростроповича прошла стажировку в Париже.

Лауреат международных конкурсов, в т.ч. Международного конкурса имени Ф.Бузони в Италии (1995), Всемирного конкурса пианистов в г.Цинциннати, США ( Золотая медаль и 1-я премия, 2004) и многих других.

За годы концертной деятельности выступила в 40 странах мира. В настоящее время даёт около 60 концертов в год, сотрудничает с выдающимися дирижёрами и оркестрами, участвует в международных музыкальных фестивалях. Ведёт преподавательскую деятельность.

Солистка Московской государственной академической филармонии. Лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2010 год (2011). Член Совета по культуре и искусству при Президенте России (с 2011). Награждена медалью «Заслуженный деятель музыкального искусства» (2016).

Справки по телефону +7 495 691-00-92
Адрес: Малый Кисловский переулок, дом 4, строение 5
(метро «Арбатская», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад»)

Внимание!

В целях обеспечения мер безопасности вход на территорию ЦМШ осуществляется только при наличии действующего документа, удостоверяющего личность (паспорт, водительское удостоверение) не ранее чем за полчаса до начала мероприятия. Несовершеннолетние дети входят на территорию школы в сопровождении взрослых.

Ближайшие концерты

Ближайшие концерты

No upcoming events.